"Татнефть" ищет новые пути в Белое море// У проекта строительства терминала в Северодвинске появились конкуренты
8 февраля 2005 года
В минувшее воскресение закончился визит в Татарстан делегации Архангельской области во главе с губернатором Николаем Киселевым. В ходе визита в Казанском кремле состоялась встреча с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Как сообщил „Ъ“ Николай Киселев, на встрече обсуждался вопрос о возобновлении работ над проектом строительства в Архангельской области, на побережье Белого моря, нефтеналивного терминала, заинтересованность в котором проявили ОАО «Татнефть» и ее дочерняя структура – ЗАО «Татнефть-Архангельск» (см. „Ъ“ от 5 февраля). По словам господина Киселева, «администрация области поддерживает этот проект и действует в полном согласии с татарстанскими нефтяниками».
Напомним, что в ноябре 2003 года компания «Татнефть» заявила о планах строительства морского терминала по перевалке нефтепродуктов мощностью 2,0-2,5 млн тонн на побережье Белого моря в Северодвинске. Под этот проект Северодвинску было выделено 4,5 гектара из территории военного порта в южной части острова Ягры. Глубина моря здесь позволит принимать танкеры грузоподъемностью до 40 тыс. т.
Вчера генеральный директор ЗАО «Татнефть-Архангельск» Дмитрий Закатов подтвердил достигнутые договоренности продолжить работу над проектом. «Поначалу в качестве места строительства для терминала мы отрабатывали Северодвинск, была подготовлена предпроектная документация. Однако сейчас принято решение рассмотреть еще 4-5 других вариантов», — сообщил он. По словам господина Закатова, «в столь дорогостоящем строительстве всегда должна быть альтернатива. В первую очередь, в любом проекте должна присутствовать экономическая выгода». Решение о возведении терминала в Архангельской области, как подчеркнул Дмитрий Закатов, будет принято только после изучения и рассмотрения всех произведенных расчетов. По его словам, в качестве одного из возможных вариантов размещения нефтяного терминала сейчас рассматривается Онега. Близ этого города, в Онежском заливе, с 2003 года действует морской нефтеперегрузочный комплекс, который позволяет перегружать нефтепродукты с речных танкеров в морские, дедвейтом 80 тыс. т (то есть вдвое больше, чем в Северодвинске — „Ъ“).
Как пояснил „Ъ“ губернатор Архангельской области Киселев, одной из причин того, что северодвинский вариант перестал быть предпочтительным, стали дополнительные преференции по тарифам на перевалку через порт кузбасского угля. Николай Киселев сообщил „Ъ“, что «область получила понижающий коэффициент 0,8 провозной платы за уголь, и такая тарифная политика изменила экономический баланс проекта». По словам губернатора, место строительства перевалочно-распределительного комплекса будет окончательно определено в течение 2005 года.
Елена Костина, "Коммерсантъ-Казань"